Роль взаимодействия родителей и педагогов в социализации детей с особыми образовательными потребностями

Консультация для родителей


Ребенок с особыми образовательными потребностями – достаточно новое понятие в нашем обществе. Появление этого термина говорит о том, что социум поворачивается к ребенку, имеющему особенности развития. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения знаний и коммуникативных навыков.

Подавляющее большинство детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями речи или другими особенностями развития испытывают трудности социальной адаптации и коммуникации в коллективе, что в дальнейшем напрямую влияет на обучение в школе.   Дети, имеющие речевые, физические, психические ограничения, встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в достижении полной социализации в обществе. Эти дети нуждаются в особом коррекционно-развивающем процессе, который должен быть непрерывен, и организован в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является один из институтов социализации – семья.

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей; участие родителей детей  с особыми образовательными потребностями в процессе воспитания и развития значительно повышает его эффективность.

Взрослые, обладающие способностями и возможностями сохранять внутреннее душевное равновесие, могут изменить качество жизни ребенка за счет позитивных, адаптационных установок, конструктивной организации системы отношений, в которых он существует.

Правильно организовать общение семьи с ребенком, организовать взаимодействие дошкольника со сверстниками родителю помогут рекомендации стендовых консультаций; советы, полученные на родительских собраниях, индивидуальных консультациях. Родителю необходимо действовать уверенно, четко и целенаправленно во всем. Во-первых, нужно придерживаться режима дня как в будние, так и в выходные. Во-вторых, необходимо исключить гиперопеку, но в то же время давать ребенку для самостоятельного выполнения только посильные ему задачи. В-третьих, хвалите дошкольника, когда у него что-то получилось; приободряйте – когда что-то не вышло.

Важно научить ребенка включаться в разные отношения с людьми. «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».

Дошкольнику с особыми образовательными потребностями для полноценного формирования навыков необходимо закрепление с родителями  материала, изученного в детском саду. Именно поэтому коррекционные педагоги и воспитатели организуют для родителей различные мастер-классы и семинары.

 В преодолении нарушений развития недостаточно педагогического  воздействия. Родитель является посредником между педагогом и ребенком. На индивидуальной консультации коррекционный педагог озвучивает родителям трудности дошкольника, рекомендует медицинских специалистов.

Любовь к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность - все это создаёт благоприятные условия для развития у детей с особыми образовательными потребностями коммуникативных навыков, для успешного взаимодействия с окружающими. Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей как на равноправных участников формирования детской личности.

Педагоги поддерживают родительский авторитет для ребенка, важно, чтобы и родители поддерживали авторитет педагогов. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам развития и обучения детей зависит формирование коммуникативных навыков, преодоление сложностей социализации.

Объединение усилий родителей и педагогов; обмен наблюдениями, информацией и опытом; обращение к медицинским специалистам несомненно приведут нашего дошкольника к успешной социализации и адаптации в обществе.

 

Консультацию подготовила Вонда О. А.

Комментарии