Роль взаимодействия родителей и педагогов в
социализации детей с особыми образовательными потребностями
Консультация для родителей
Ребенок с особыми
образовательными потребностями – достаточно новое понятие в нашем обществе.
Появление этого термина говорит о том, что социум поворачивается к ребенку,
имеющему особенности развития. Детям с особыми образовательными потребностями
нужны обходные пути получения знаний и коммуникативных навыков.
Подавляющее большинство детей с
особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями речи или
другими особенностями развития испытывают трудности социальной адаптации и
коммуникации в коллективе, что в дальнейшем напрямую влияет на обучение в
школе. Дети, имеющие речевые, физические, психические
ограничения, встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в достижении
полной социализации в обществе. Эти дети нуждаются в особом коррекционно-развивающем
процессе, который должен быть непрерывен, и организован в тесном сотрудничестве
педагогов и родителей. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в
приобретении им социального опыта является один из институтов социализации – семья.
Родители являются полноправными
участниками образовательного процесса. Создание единого
пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и
родителей; участие родителей детей с особыми образовательными
потребностями в процессе воспитания и развития значительно повышает его
эффективность.
Взрослые, обладающие
способностями и возможностями сохранять внутреннее душевное равновесие, могут
изменить качество жизни ребенка за счет позитивных, адаптационных установок,
конструктивной организации системы отношений, в которых он существует.
Правильно организовать
общение семьи с ребенком, организовать взаимодействие дошкольника со
сверстниками родителю помогут рекомендации стендовых консультаций; советы,
полученные на родительских собраниях, индивидуальных консультациях. Родителю
необходимо действовать уверенно, четко и целенаправленно во всем. Во-первых,
нужно придерживаться режима дня как в будние, так и в выходные. Во-вторых,
необходимо исключить гиперопеку, но в то же время давать ребенку для
самостоятельного выполнения только посильные ему задачи. В-третьих, хвалите
дошкольника, когда у него что-то получилось; приободряйте – когда что-то не
вышло.
Важно научить ребенка
включаться в разные отношения с людьми. «Не жди, что твой ребенок будет таким,
как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».
Дошкольнику с особыми
образовательными потребностями для полноценного формирования навыков необходимо
закрепление с родителями материала,
изученного в детском саду. Именно поэтому коррекционные педагоги и воспитатели
организуют для родителей различные мастер-классы и семинары.
В преодолении нарушений развития
недостаточно педагогического
воздействия. Родитель является посредником между педагогом и ребенком.
На индивидуальной консультации коррекционный педагог озвучивает родителям
трудности дошкольника, рекомендует медицинских специалистов.
Любовь к детям,
эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не
эгоистическая направленность - все это создаёт благоприятные условия для
развития у детей с особыми образовательными потребностями коммуникативных
навыков, для успешного взаимодействия с окружающими. Детский сад в своей работе
с семьёй опирается на родителей как на равноправных участников формирования
детской личности.
Педагоги поддерживают
родительский авторитет для ребенка, важно, чтобы и родители поддерживали
авторитет педагогов. Именно от совместной работы, от единства мнений по
основным вопросам развития и обучения детей зависит формирование
коммуникативных навыков, преодоление сложностей социализации.
Объединение усилий родителей и
педагогов; обмен наблюдениями, информацией и опытом; обращение к медицинским
специалистам несомненно приведут нашего дошкольника к успешной социализации и
адаптации в обществе.
Консультацию подготовила Вонда О. А.
Комментарии
Отправить комментарий